БЫЛИНЫ

БЫЛИНЫ

БЫЛИ́НЫ, героические песни эпического характера, жанр русского фольклора. В научной литературе первоначально именовались поэмами и сказками богатырскими; термин «Б.» ввел в 40‑х гг. XIX в. И. П. Сахаров. Возникнув как выражение исторического сознания русского народа IX—XIII вв., а в процессе бытования впитав и события позднейшего времени, Б. отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом. Б. присущ песенно-эпический способ воспроизведения реальности, роднящий их с эпосом других народов. Творцы Б. создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец (с именем которого связано наиболее число Б.), Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, купец-гусляр Садко, буян Васька Буслаев и ряд других персонажей. Мир Б. — реальная русская земля, но ее изображению сопутствуют фантастические картины: богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в Б. (по сравнению со сказкой) — следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси. На этой основе возникла т. н. циклизация Б. — объединение их сюжетов вокруг Киева и киевского князя Владимира Красное Солнышко — соответственно тому, как в самих Б. объединение земель вокруг Киева рассматривается в качестве залога могущества Руси.

Связи Б. с исторической действительностью легли в основу трудов исторической школы в фольклористике. В советской науке существуют две главные точки зрения на характер этих связей. Согласно первому взгляду (В. Я. Пропп), Б. рассматриваются как воплощение многовековых народных идеалов социальной справедливости, подлинного героизма и пр., без прямой их обусловленности событиями какой-либо одной эпохи (ср. Исторические песни). Согласно другой точке зрения (Б. А. Рыбаков), Б. представляют собой отклик на конкретные события и деяния реальных лиц, живших в эпоху Киевской Руси. Можно считать установленным факт многослойности Б. — соединение в них идейных и образно-тематических примет разных эпох и мест. Путем исследования традиционных основ текста устанавливается, что образы Добрыни, Сухмана, Данилы Ловчанина, Чурилы, Соловья Будимировича составляют неотделимую часть таких Б., которые несут в себе идеи, важные для исторического бытия Киевского государства (IX — середины XII вв.). Образы Ильи Муромца и Алеши Поповича родились в Северо-Восточной Руси (Муром, Ростов); по историческим реалиям в них опознается эпоха середины XII—XIII вв. Б. о Микуле, Садко, Ваське Буслаеве — новгородского происхождения.

Назначению Б. как героического песнопения отвечает торжественно-патетическая экспрессия, особое единство тематических мотивов и композиционных форм, а также характерный тип общих мест. Б. отличаются богатством орнаментальных приемов в запеве, зачинах, стилистических повторах. Постоянно используется гипербола. Наблюдается общая поэтизация бытовых примет и использование ретардации, что придает повествованию спокойно-величавый характер. Своеобразие ритмико-мелодической организации Б. дало жизнь особому понятию — былинный стих.

На протяжении столетий Б. передавались изустно. Одаренные певцы-сказители, перерабатывая и контаминируя старинные тексты, создавали новые варианты. В 60—80‑х гг. XVIII в. был составлен первый сборник Б., имеющий научное значение (Кирша Данилов, Древние российские стихотворения, опубликованы 1804; новое издание 1977). Собирателями Б. в XIX—XX вв. были П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. В. Марков, А. Д. Григорьев, Н. Е. Ончуков и др. Наибольшие былинные богатства обнаружены в районах русского Севера. К середине XX в. Б. почти исчезают из устного репертуара и продолжают свою жизнь лишь в книге. Мотивы Б. преломились в творчестве ряда русских писателей (А. К. Толстой), художников (В. М. Васнецов, И. Е. Репин), композиторов (Н. А. Римский-Корсаков).

Издания:
Былины Севера. Записи А. М. Астаховой, т. 1—2, М.-Л. 1938 — 1951;
Пропп В. Я. и Путилов Б. Н., Былины, т. 1—2, М. 1958.
также издания циклов былин в серии «Литературные памятники»

Литература:
Пропп В. Я., Рус. героич. эпос, М., 1958;
Рыбаков Б. А., Др. Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963;
Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966;
Юдин Ю. И., Героич. былины. (Поэтич. искусство), М., 1975;
Аникин В. П., Теоретич. проблемы историзма былин в науке сов. времени, в. 1—3, М., 1978 — 1980;
Азбелев С. Н., Историзм былин и специфика фольклора, Л., 1982.

В. П. Аникин.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "БЫЛИНЫ" в других словарях:

  • Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… …   Литературная энциклопедия

  • Былины —     БЫЛИНЫ народно эпические песни героического или историко бытового содержания. Термин «былина» не народного происхождения, а введен в научный оборот в 30 х годах XIX столетия любителем народной поэзии Сахаровым и с тех пор прочно установился в …   Словарь литературных терминов

  • БЫЛИНЫ — (старины) русские народные эпические песни сказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9 13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях защитниках родины;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БЫЛИНЫ — (старины), русские народные эпические песни сказания; родственны героическому эпосу других народов; повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9 13 вв., в процессе бытования впитали… …   Современная энциклопедия

  • Былины — (старины), русские народные эпические песни сказания; родственны героическому эпосу других народов; повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9 13 вв., в процессе бытования впитали… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Былины — составляют одно из самых замечательных явлений русскойнародной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей,живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразиюмифических, исторических и бытовых элементов они …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Былины — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье …   Википедия

  • Былины — Б. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БЫЛИНЫ — как исторический источник устные эпич. песни рус. народа о своем прошлом, отразившие в художеств, образах ист. действительность преим. 11 17 вв., взгляд народа на историю в целом. Термин Б. введен в 30 40 х гг. 19 в. И. П. Сахаровым на основании… …   Советская историческая энциклопедия

  • Былины —         эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11 16 вв. В процессе многовекового развития Б. изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней …   Большая советская энциклопедия

  • БЫЛИНЫ — эпические песни, сложенные в Древней Руси XI XVI вв. о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. Сам термин «былины» не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили названия… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»